Poemus

О стоиках и перипатетиках — Сенека

Луцилия приветствует Сенека!
Тебя щадил… Теперь ты попросил
Сравненья оппонента и коллеги…
О, Господи, позволь набраться сил!

«Разумный человек во всем умерен;
Умерен — стоек, стоек — тверд в беде,
Печаль не зная, лишь в себе уверен,
Блажен.» — Так наши говорят везде…

Перипатетик скажет: Стоп, не нужно
Все слишком уж буквально толковать:
Ничто людское мудрому не чуждо,
Есть в мыслях повод душу волновать.

Как понимать: «Не знающий печали?»-
Тот, кто печалям воли не дает…
Печали — в человеческом начале,
В природе, как закат или восход.

Тогда мудрец — сильнее самых слабых?
Чуть выше низких, чуть светлее тьмы?
Воздержней потаскухи, мерзкой бабы,
Проворнее калек или хромых?!

Так, все пороки перебрав по чину,
В словах о мудром мы найдем лишь лесть.
Иль только в мере зла искать причины?
Здоров ли тот, в ком слабая болезнь?!

В «бескосточковых» финиках… есть зерна,
В отличье от обычных, не тверды.
И зло, вначале малое, проворно
Растет и нас доводит до беды.

Наш разум никогда страстям не равен,
Его смывает бешеный поток
Страстей, что пропитают до окраин
Сознание, как в насморке платок.

Как лев, страсть — подчиняться не умеет,
Хоть укрощен, он ловит свой момент,
Завидя кровь, рычит и пламенеет…
Что укротитель?- Где твой инструмент?!

Кто страстью одержим, как наважденьем,
Не смог в себе преграду ей создать:
Нам легче воспрепятствовать рожденью
Пороков, чем потом их обуздать.

Пороков власть охватываете живо,
И разум — бесполезная сума.
«Умеренность в пороках» просто лжива,
Как лозунг «не спеша сходить с ума».

Жестокость, скупость и неверность долгу —
Известны с незапамятных времен.
И потому живут они так долго,
Что не меняют собственных имен.

Из века в век, любой из нас свидетель,
Они — как паутины прочной нить.
Доступна управленью добродетель,
Пороки можно лишь искоренить.

Дурным порывам дав немного воли,
Теряешь власть над ними навсегда:
Наш страх растет при виде внешней боли,
Что б разум ни твердил, все ерунда…

Кто допустил в себе рожденье страсти,
Потом всю жизнь с ней бьется, Дон Кихот.
Когда вещей начала неподвластны,
Не в нашей власти также их исход…

«Он не гневлив, бывая в гневе редко…
Он, хоть не трус, боится иногда…»
Порок меняет душу, словно клетка,
И, с каждым днем — видней следы вреда.

Нам академик, истины радетель,
Оставил фразу (как ее постичь?):
«Блаженной может стать лишь добродетель,
Но совершенства в благе не достичь.»

Кто так считает, просто забывает:
У Бога — добродетели пути,
Божественного выше… не бывает,
Поскольку выше — некуда идти.

Блаженство не разделишь на ступени,
Блажен иль нет — другого не дано.
Кто не блажен — раскаянья и пени…
Светло блаженным, хоть вокруг темно…

Величина неважна, важно свойство:
Блаженная душа всегда полна.
Нет места в ней пороку, беспокойству…
В ней истина пречистая одна.

«Бесстрашье храбрых — это род безумья!» —
Для бедствий — да! Опасности — не в счет.
Разумен трус, от страха обезумев
В опасности, что мудрый пресечет?

«Что ж, под удар себя подставит храбрый?» —
Ничуть! Он осторожен, не труслив.
Не избежит — сумеет «взять за жабры»
Опасности, себя повеселив.

Беда в одном — отдать свою свободу!
Все прочее — лишь видимость беды:
Плен, нищета, побои год за годом,
Болезни утомительной следы…

Беда вредит и делает нас хуже,
Страдание и бедность — не беда.
Корабль в штормах накренился, и нужен
Здесь кормчий — мастер тяжкого труда.

Перипатетик скажет: «Как и кормчим,
Мешает буря, мудрым — нищета.» —
В них разность целей: первым — путь закончить,
Вторым — благого курса прямота.

А, впрочем, разве кормчий обещает
Нам счастье? — Только правильность пути…
От Нептуна искуссно защищая,
И зная, что, иначе не пройти.

Труд кормчего — везти на расстоянье,
Как труд врача — лечение больных.
А в мудрости есть общность достоянья,
Хоть ближе к мудрецу, чем к остальным.

Пускай его гнетет необходимость —
Он может людям пользу принести:
Удача, оскорбленья и судимость
Удара не способны нанести.

А, счастье и несчастье — только повод
Явить нам добродетельность в делах.
Ее дорога — Бога строгий повод,
Не имя суть: Христос или Аллах.

Из кости мог ваять скульптуры Фидий,
И бронзе мог он форму придавать…
Да, хоть гранит — он дал бы нам увидеть
Ту красоту, что камень мог скрывать.

Так добродетель, в славе и при деньгах
Иль в бедности, в сенате и в строю…
Оставит лучший след, что можно сделать.
И в этом ее, позже, узнают.

Над хищным зверем одержать победу,
Способен дрессировщик без багров.
Мудрец искуссно укрощает беды,
Внушая бедам кротость.
Будь здоров.

Нашли ошибку?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста стихотворения «О стоиках и перипатетиках» и нажмите Ctrl+Enter.

Другие стихи автора
Комментарии читателей 0